Донецкая железная дорога организована 15 мая 1953 года, когда были объединены Северо-Донецкая и Южно-Донецкая железные дороги в одну Донецкую. Официальною датою возникновения железной дороги является 5 января (по новому стилю) 1870 года, когда на территории Донбасса были введены в действие три участка Курско-Харьковско-Азовской железной дороги общей длиной 332 версты. Донецкая железная дорога является составляющей частью железнодорожного транспорта Украины - Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины - (Укрзализныци). В свою очередь Укрзализныця входит в состав Министерства транспорта и связи Украины. Донецкая магистраль пролегает по территории Донецкой, Луганской, частично Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областей Украины на сравнительно небольшой площали - 57 тыс.кв.км и населением около 8,5 млн. человек. Железная дорога в Донбассе является основным видом транспорта, обслуживает более 3 тыс. клиентов (94% - в Донецкой и Луганской областях), в том числе: угольные шахты, металлургические, коксохимические и трубные, машиностроительные и станкостроительные заводы, обогатительные фабрики, предприятия химической, легкой, пищевой и других отраслей промышленности. По характеру грузовой работы магистраль является погрузочно-выгрузочною. Отправление грузов станциями превышает их прибытие. Эксплуатационная длина магистрали составляет 2,822 тыс.км (более 13% общей длины железных дорог Украины). В то же время дорога осуществляет более 41% погрузки и более 35% выгрузки всех грузов железных дорог Украины. Магистраль имеет 7 стыковых пунктов с другими железными дорогами Украины, четыре передаточных пограничных пункта с Россией: Красная Могила, Квашино, Иловайск, Лантратовка. На юге железная дорога имеет выход к Азовскому морю через Мариупольский морской торговый порт